You are here

ЦБ разрешил регионам создавать микрокредитные компании для выдачи ипотечных кредитов. М. В. Ракова о возможной практике внедрения нового инструмента

Дата публикации: 23.10.2025

С 22 октября региональные власти могут создавать ипотечные микрокредитные компании, МКК

Регионы будут сами устанавливать условия ипотечных кредитов — например, определять ставки, которые отличаются от общероссийских. Так ЦБ хочет расширить доступность жилья.

Как будут работать региональные ипотечные компании

На микрокредитные компании, МКК, для выдачи ипотеки распространяются следующие требования:

  1. Единственным учредителем или владельцем такой компании должно быть государство в лице субъекта РФ, например правительство области или края.
  2. Компания должна состоять в реестре микрокредитных организаций, за которыми ведет надзор ЦБ.

В одном регионе власти смогут создать только одну ипотечную МКК. Это не микрофинансовая компания с ее "быстрыми займами". Как будут работать ипотечные МКК и на каких условиях выдавать займы, пока непонятно.

При этом ЦБ отменил для ипотечных МКК ограничения по полной стоимости кредита до 31 марта 2026 года включительно, чтобы они могли адаптироваться к текущим условиям ипотечного рынка.

Использовать материнский капитал для получения или погашения ипотеки в МКК можно.

Зачем это нужно

Главная цель создания МКК — сделать ипотеку более доступной на уровне регионов и дать властям на местах возможность разработать льготные программы, чтобы решить свои проблемы. Например, можно предлагать пониженную ставку по ипотеке для врачей, медиков или педагогов — смотря каких специалистов не хватает в конкретном регионе.

В ЦБ заявляли, что у регионов пока нет повышенного интереса к созданию МКК. Регулятор отслеживает создание таких компаний, и наплыва заявок на регистрацию пока нет.

Марина Ракова, вице-президент Фонда "Институт экономики города":

Практика внедрения МКК будет аккуратной и избирательной

Вероятно, субъекты РФ не будут спешить с запуском предложенного механизма по ряду причин:

  1. Операционную деятельность МКК и ответственность перед учредителем и ЦБ нужно кому-то поручить. А значит, на весы будут положены объемы прямых капиталовложений из регионального бюджета на содержание штата, наполнение портфеля МКК и так далее — и ожидаемые эффекты за эти деньги: сколько граждан и из каких категорий получит помощь в решении жилищных вопросов.
  2. Для региональных структур, будь то финансовый или строительный блок правительства, подобная деятельность все же не профильная, и с подбором команды управления могут возникнуть сложности. А ответственность большая!
  3. Люди уже получают адресную помощь из региональных бюджетов для решения своих жилищных вопросов. Например, в Нижегородской области за счет региона могут уменьшить ипотечные ставки врачи, учителя, пожарные, полицейские, тренеры и спортсмены, ученые, работники культуры и ЖКХ. И это не весь перечень.

Полагаю, практика введения дополнительного инструмента будет аккуратной и избирательной в зависимости от возможностей региональных бюджетов и кадрового ресурса.

Из плюсов МКК отмечу гибкость в определении условий и свободу выбора, когда нужно определить категории граждан, которым могут предоставить займы либо субсидировать ставки по кредитам. То есть возможна точечная донастройка мер поддержки как по территориальному принципу — куда важно привлечь специалистов и каких именно, какие территории нужно одномоментно расселить, например, для запуска проекта КРТ, — так и по принадлежности людей к одной из льготных категорий.

Не сбрасываю со счетов еще один вопрос, которым будут озадачены регионы: как обеспечить прозрачность и справедливость выбора тех, кому будут оказывать помощь через инструментарий МКК.

 

"Тинькофф Журнал" от 22 октября

Region: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть