Вы здесь

Кодекс лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами

В 2001-2003 гг. экспертами фонда «Институт экономики города» был разработан КОДЕКС лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами.

Разработанный Кодекс представляет собой систему стандартов, превышающих по своим требованиям нормы действующего законодательства и добровольно принимаемых и выполняемых органами местного самоуправления. Кодекс лучшей практики не является законодательным нормативно-правовым актом, соблюдение положений которого носит обязательный характер. Целью разработки Кодекса лучшей практики является содействие проведению реформ в Российской Федерации, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами. Основой стандартов Кодекса лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами послужил передовой российский и зарубежный опыт управления муниципальными финансами. Стандарты лучшей практики являются отражением наиболее совершенных инструментов управления, способствующих достижению максимальной эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления при соблюдении всех законодательных требований и норм. 

В 2003 году была сформирована БИБЛИОТЕКА лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами, представляющая собой систематизированный по разделам Кодекса лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами набор примеров успешной реализации стандартов лучшей практики в российских и зарубежных муниципальных образованиях. Библиотека лучшей практики вызывает у представителей органов местного самоуправления особенный интерес, так как муниципалитетам важно понимать не только, что предлагается внедрять, но и как внедрять.

Мероприятия в рамках проекта

Круглый стол "Кодекс лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами"
Круглый стол по обсуждению Кодекса лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами
Конференция «Кодекс лучшей практики как инструмент повышения качества управления общественными финансами»

БИБЛИОТЕКА лучшей практики

1. ПРИМЕРЫ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1.1.1. Разработка перспективного финансового плана (опыт г. Сан-Клементо, США) (Документ Word, 80 Кб)
1.1.2. Привлечение общественности к участию в бюджетом процессе (опыт Угличского муниципального округа Ярославской области) (Документ Word, 158 Кб)
1.1.3. Переход к системе формирования и исполнения бюджета, позволяющей органам местного самоуправления регулярно сопоставлять текущие результаты осуществляемой деятельности и производимых бюджетных расходов с поставленными целями (опыт графства Принс-Уильямс, штат Вирджиния, США) (Документ Word, 142 Кб)

1.2.1. Организация муниципальных закупок товаров, работ и услуг на конкурсной основе и ведение реестра муниципальных закупок (опыт г. Томска) (Документ Word, 221 Кб)
1.2.2. Казначейская система исполнения бюджета (опыт г. Великий Новгород) (Документ Word, 79 Кб)
1.2.3. Проведение муниципальных закупок с использованием Интернет-технологий (опыт г. Великий Новгород) (Документ Word, 86 Кб)

1.3.1. Проведение мониторинга финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий (опыт г. Арзамаса Нижегородской области) (Документ Word, 1164 Кб) 
Приложение 9 к примеру.xls (Электронная таблица Excel, 47 Кб)
1.3.2. Проведение мониторинга результативности бюджетных расходов (опыт графства Фэйерфакс, штат Виржиния, США) (Документ Word, 152 Кб)

1.4.1. Внедрение формализованной методики отбора проектов в адресную инвестиционную программу, финансируемую за счет заемных средств муниципального бюджета, на основе оценки общественной значимости и общественной полезности проектов (опыт г. Перми) (Документ Word, 79 Кб) 
Приложение к примеру (Документ Word, 182 Кб)

1.5.1. Ведение муниципальной долговой книги (обзор опыта ряда российских городов) (Документ Word, 80 Кб)
1.5.2. Финансирование проектов общегородского значения за счет эмиссии муниципальных облигаций общего покрытия (опыт г. Скотсдэйл, Аризона, США) (Документ Word, 93 Кб)
1.5.3. Финансирование проектов, имеющих после завершения строительства собственную доходную базу, за счет эмиссии доходных облигаций (опыт г. Далласа, штат Техас, США) (Документ Word, 181 Кб)

1.6.1 Ведение реестра муниципальной собственности (опыт г. Самары) (Документ Word, 185 Кб)
1.6.2. Управление муниципальными активами на портфельной основе (опыт округа (графства) Лос-Анджелес, Калифорния, США) (Документ Word, 98 Кб)

2. ПРИМЕРЫ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1.1. Разработка инвестиционного паспорта муниципалитета (опыт Борского района Нижегородской области) (Документ Word, 306 Кб) 
2.1.2. Создание агентства муниципального экономического развития (опыт г. Череповца Вологодской области) (Документ Word, 100 Кб)
2.1.3. Разработка стратегического плана муниципального развития с привлечением представителей различных секторов местного сообщества (опыт г. Санкт-Петербурга) (Документ Word, 110 Кб)

3. ПРИМЕРЫ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В СОЦИАЛЬНОМ СЕКТОРЕ

3.1.1. Использование норматива финансирования на учащегося как основы планирования расходов в сфере образования (опыт г. Каменки Пензенской области) (Документ Word, 93 Кб)
3.1.2. Планирование расходов на социальную поддержку населения с учетом масштабов и структуры бедности, оцененных на основе данных, полученных в результате независимых обследований населения (опыт Томской области) (Документ Word, 471 Кб)

3.2.1. Регулярное и долгосрочное размещение муниципального заказа на социальное обслуживание на конкурсной основе (опыт г. Магадана) (Документ Word, 108 Кб)
3.2.2. Перевод отдельных муниципальных льгот в форму денежных выплат нуждающемуся населению (опыт г. Магадана и г. Красноармейска) (Документ Word, 155 Кб)
3.2.3. Введение денежных компенсаций для низкодоходных групп населения взамен всеобщего бесплатного предоставления социальных услуг (опыт г. Арзамаса Нижегородской области) (Документ Word, 121 Кб)
3.2.4. Внедрение механизма помощи самооблагаемым объединениям граждан (ТОСы и др.) на основе формально разработанной процедуры софинансирования (опыт г. Сиэтла, штат Вашингтон, США) (Документ Word, 106 Кб)
3.2.5. Возмещение расходов и выделение средств на социальное обслуживание населения и предоставление социальной помощи посредством механизма траншей, обусловленных выполнением требований к обслуживанию и показателями его результативности (опыт городов штата Оклахома, США) (Документ Word, 127 Кб)
3.2.6. Привлечение коммерческого сектора к предоставлению услуг образовательным учреждениям на тендерной основе (Документ Word, 42 Кб)

3.3.1. Оценка бюджетных последствий перевода федеральных, региональных и муниципальных льгот в форму денежных выплат населению (опыт г. Уссурийска Приморского края) (Документ Word, 182 Кб)
3.3.2. Инвентаризация социальных льгот, объема их финансирования и доли нефинансируемых мандатов (опыт г. Красноармейска Московской области) (Документ Word, 134 Кб)
3.3.3. Проведение мониторинга административных расходов и использование его результатов при планировании бюджета муниципалитета (опыт городов Магадан и Уссурийск Приморского края) (Документ Word, 64 Кб)
3.3.4. Проведение управленческого аудита расходования средств на социальное обслуживание населения (принцип“best value”) (опыт органов местного самоуправления Великобритании) (Документ Word, 203 Кб)

3.4.1. Централизация функций назначения и выплат социальной помощи (принцип «одно окно») (опыт г. Арзамаса Нижегородской области) (Документ Word, 109 Кб)
3.4.2. Унификация правил предоставления различных видов социальной помощи, назначаемой на основе оценки уровня доходов (опыт г. Магадана и г. Арзамаса) (Документ Word, 126 Кб)

4. ПРИМЕРЫ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

4.1.1. Планирование бюджетных расходов на финансирование коммунальных услуг, предоставляемых организациям бюджетной сферы, на основе определения фактической потребности и установления лимитов финансирования (опыт г. Ростов-на-Дону) (Документ Word, 74 Кб)
4.1.2. Планирование бюджетных расходов на предоставление адресных жилищных субсидий вследствие роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом уточненных прогнозов численности субсидируемого населения (опыт г. Рязани) (Документ Word, 90 Кб)
4.1.3. Планирование бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на основе согласованности различных инструментов экономической политики, взаимосвязанности тарифной политики, политики оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и процесса формирования муниципального бюджета (опыт г. Череповца) (Документ Word, 147 Кб)

4.2.1. Исполнение бюджетных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основе принципа управления жилищным фондом на договорной основе (опыт г. Петрозаводска Республики Карелия) (Документ Word, 230 Кб)
4.2.2. Исполнение бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг, предоставляемых организациям бюджетной сферы, на основе договоров на предоставление коммунальных услуг (опыт г. Ростов-на-Дону) (Документ Word, 171 Кб)
4.2.3. Исполнение бюджетных расходов в сфере муниципального хозяйства на основе заключенных договоров и актов выполненных работ (опыт г. Череповца) (Документ Word, 68 Кб)
4.2.4. Переход от прямого бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса к формированию инвестиционных программ капитального ремонта жилищного фонда, объектов коммунальной инфраструктуры и усилению мер адресной социальной защиты населения (опыт г. Череповца) (Документ Word, 82 Кб)
4.2.5. Внедрение системы персонифицированных социальных счетов граждан (опыт Борского района Нижегородской области) (Документ Word, 148 Кб)

4.3.1. Ведение раздельного учета бюджетных расходов на предоставление льгот и субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг (опыт г. Череповца) (Документ Word, 90 Кб)
4.3.2. Учет бюджетных расходов на предоставление адресных жилищных субсидий по отдельной статье отчетности (опыт г. Череповца) (Документ Word, 78 Кб)

4.4.1. Формирование бюджетополучателя с полномочиями распорядителя финансовых средств (опыт г. Череповца) (Документ Word, 44 Кб)

5. ПРИМЕРЫ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

5.1.1. Заключение органами местного самоуправления договоров подряда на строительство муниципального жилья со строительными организациями, отобранными на конкурсной основе (Документ Word, 30 Кб)
5.2.1. Предоставление определенным категориям граждан субсидий на приобретение готового жилья или на строительство индивидуального жилья (Документ Word, 313 Кб)

6. ПРИМЕРЫ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В СФЕРЕ ЗЕМЛИ И ИНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

6.1.1. Инициирование органами местного самоуправления продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости (обзор опыта ряда российских городов) (Документ Word, 230 Кб)
6.1.2. Развитие торгов (аукционов, конкурсов) по продаже незастроенных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или прав их аренды на условиях строительного освоения (обзор опыта ряда российских городов) (Документ Word, 146 Кб)

6.2.1. Развитие инвестиционных конкурсов на предоставление частным инвесторам права на реконструкцию застроенных кварталов с переселением граждан из ветхого фонда (опыт г. Чебоксары и г. Хабаровска) (Документ Word, 175 Кб)
6.2.2. Развитие системы управления земельными ресурсами и объектами недвижимости как важнейшими региональными и муниципальными активами (опыт г. Санкт-Петербурга и г. Перми) (Документ Word, 228 Кб)

Структурное направление: 
Год начала: 
2001
Год окончания: 
2003

Закрыть