Децентрализация служб водоснабжения и канализации в России, как и в других постсоветских странах, привела к значительному сокращению объемов отчетности и подконтрольности их центральным органам управления. Исчезновение системы централизованного снабжения и финансирования создали условия изолированности деятельности водоканалов. Являясь естественными локальными монополиями предприятия водоснабжения не работают в условиях конкурентных отношений и не испытывают необходимости «перегонять» друг друга в работе. Только некоторые из них придерживаются линии последовательного совершенствования производства, большинство продолжает оставаться далеко позади по сравнению с передовыми технологиями.
Существенным условием для развития коммунальных предприятий являлась возможность доступа к сравнительной информации об основных показателях их деятельности. Для этого использовался, как правило, стандартный набор индикаторов Всемирного Банка по качеству водоснабжения. Фондом «Институт экономики города» при организационной помощи ЕАР Task Force OECD и финансовой поддержке Министерства экологии Германии проводилась работа по индикативному исследованию состояния предприятий водоснабжения и водоотведения Российской Федерации.
Полученные в ходе обследования индикаторы характеризовали уровень обеспеченности услугами водоснабжения и водоотведения, технического и финансового состояния предприятий водоснабжения, экономические и экологические аспекты эффективного водопользования. Измеряемые данные для расчета фиксированного числа индикаторов позволяли получить сопоставимую информацию о деятельности водоканалов, необходимую для понимания и контроля отклонений в работе сектора.
Индикаторы состояния сферы водоснабжения и водоотведения стали важным инструментом для принятия квалифицированных решений всеми заинтересованными лицами в сфере водоснабжения:
- управляющим предприятиями они помогают определить «узкие» места, наметить реальные цели и найти аргументы для их реализации, разработать реалистичные планы инвестирования;
- региональные и местные органы власти получают достоверную информацию о тенденциях и инвестиционных потребностях.;
- потребители могут использовать индикаторы для оценки финансовой дисциплины и качества услуг предприятий сектора;
- потенциальные инвесторы и акционеры получают информацию о качестве управления и потенциальной жизнеспособности предприятий;
- международные доноры могут определить приоритетные области их участия, инвестиционной поддержки и технической помощи.
Проведение индикативного обследования преследовало следующие цели:
- сбор информации о состоянии и результатах деятельности предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения;
- проведение анализа результатов хозяйственной деятельности предприятий в разрезе регионов и в целом по Российской Федерации;
- проведение сравнительного анализа полученных результатов по предприятиям водоснабжения и водоотведения Российской Федерации и других стран;
- выбор потенциально приемлемых предприятий для последующего финансирования проектов по их реконструкции / развитию.
С целью формализации информация о состоянии и результатах деятельности предприятий была представлена в виде стандартных индикаторов, разработанных и регулярно используемых на практике Всемирным Банком. Для проекта были отобраны следующие группы индикаторов:
- технические и технологические индикаторы;
- экономические индикаторы;
- индикаторы качества предоставляемых услуг;
- индикаторы, характеризующие обеспеченность пользователей услугами предприятий;
- индикаторы, характеризующие экологические аспекты деятельности предприятий.
Проведение индикативного обследования осуществлялось в следующих условиях:
- все предприятия, принимающие участие в проведении индикативного обследования, делали это на добровольной основе;
- предприятия предоставляли информацию, необходимую для расчета индикаторов, в том объеме, который был для них возможен (не обязательно всю запрашиваемую);
- Фонд «Институт экономики города» не проводил полной проверки достоверности полученной информации о результатах хозяйственной деятельности предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения и водоотведения, так как предполагалось, что вся информация, переданная предприятиями, является корректной;
- в тех случаях, когда полученная информация была явно недостоверной, предоставленные предприятиями данные удалялись из базы данных, а в таблицах с результатами расчета индикаторов указывалось, что информация, необходимая для их расчета, отсутствует.
Итоги мониторинга, 2002 год
Сводный отчет по всем российским предприятиям - участникам обследования (Архив в формате ZIP, 278 Кб)
Краснодарский край (Архив в формате ZIP, 402 Кб)
Пермская область (Архив в формате ZIP, 203 Кб)
Самарская область (Архив в формате ZIP, 228 Кб)
Регионы Северо-Запада России (Архив в формате ZIP, 241 Кб)
Итоги мониторинга, 2003 год
Сводный отчет по всем российским предприятиям-участникам обследования (Архив в формате ZIP, 317 Кб)
Прочие индикативные обследования
Ростовская обасть (2001 год) (Архив в формате ZIP, 164 Кб)
ИНДИКАТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ
Итоги индикативного обследования, 2002 год
Сводный отчет по всем украинским предприятиям - участникам обследования (Архив в формате ZIP, 118 Кб)
Закарпатская область (Архив в формате ZIP, 1258 Кб)
Львовская область (Архив в формате ZIP, 1336 Кб)
Николаевская область (Архив в формате ZIP, 24 Кб)
Харьковская область (Архив в формате ZIP, 1553 Кб)
С результатами можно было ознакомиться на сайте проекта: Бенчмаркинг предприятий водоснабжения и водоотведения - IBNET.