Вы здесь

Разработка системы мониторинга результативности оказания услуги по сбору и вывозу ТБО в г. Бор Нижегородской области

Разработка системы мониторинга результативности оказания услуги по сбору и вывозу ТБО в г. Бор Нижегородской области осуществлена в рамках проекта "Мониторинг результативности реализации бюджетных услуг и программ". 

В 2002-2003 гг. по проекту был выполнен следующий объем работ:

  1. проанализирована текущая ситуация с обеспечением сбора и вывоза ТБО и чистоты в городе,
  2. определен перечень показателей результативности, методы и источники сбора данных,
  3. проведен первый замер показателей результативности,
  4. проанализированы полученные результаты,
  5. подготовлены предложения по совершенствованию предоставления услуги и перечень мероприятий для продолжения мониторинга результативности. 

  Анкета для проведения опроса общественного мнения (Документ Word, 108 Кб)

Отдельно следует отметить введение нового способа сбора данных для определения результативности оказания услуги в течение года – метод обученных наблюдателей. Данный метод использован для оценки чистоты контейнерных площадок. К оценке чистоты контейнерных площадок были привлечены жители г. Бор, которые с помощью специально разработанной шкалы оценки еженедельно проводят наблюдения. Данные от наблюдателей поступили за 2,5 месяца, однако на их основе уже можно сделать определенные выводы. Информация от наблюдателей предназначена для контроля за качеством предоставления услуг и оперативного устранения возникших проблем в текущей деятельности, но она также помогает выявлять постоянные проблемные зоны.

Была налажена процедура сбора и обработки информации для получения индикаторов результативности по сбору и вывозу ТБО. Данные мониторинга используются в процессе управления. Внедрена компьютерная программа обработки данных, поступающих от наблюдателей. В администрацию г. Бор Нижегородской области представляются отчеты о результативности предоставления услуги по сбору и вывозу ТБО на систематической основе (месячные, квартальные), которые затем используются для принятия управленческих решений. Информация о качестве услуги по сбору и вывозу ТБО в г. Бор, формируемая по результатам оценки, проводимой независимыми наблюдателями, периодически публикуется в местной прессе и доступна населению.

В 2005 году проводился мониторинг проекта. Эксперты Института экономики города осуществляли выборочный контроль процедур сбора и обработки информации, работы наблюдателей, использования информации в процессах управления и для информирования граждан.

Отчет о результатах проекта был направлен в федеральные органы власти, широко обсуждался через профессиональные организации и ассоциации муниципалитетов, а также на конференции Перспективы и ограничения внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на региональном и муниципальном уровне.

Кроме того, описание полученных результатов вошло в книгу "Управление и бюджетирование по результатам на муниципальном уровне: международная и российская практика, перспективы внедрения в России", изданную Институтом экономики города в 2007 году.

ПУБЛИКАЦИИ

Инструкция по оценке чистоты контейнерных площадок и прилегающей территории

1. Оценка чистоты контейнерных площадок проводится не позднее 2-х часов с момента вывоза бытовых отходов. Время проведения наблюдения должно быть отражено в Карточке наблюдателя. График вывоза бытовых отходов предоставляется администрацией города (МУП «ОЖКХ»).

2. Оценка чистоты контейнерной площадки осуществляется 1 раз в неделю по скользящему графику. Скользящий график предусматривает изменение дней недели, в которые проводится оценка контейнерной площадки (например, понедельник на первой неделе месяца, среда – на второй неделе, пятница – на третьей неделе).

3. Для оценки используются 2 инструмента: фотографии и текстовая шкала оценки. Текстовая шкала оценки является вспомогательным инструментом выставления балла.

4. Объектами оценки являются:

  • контейнеры (объем мусора в контейнерах)
  • крупногабаритный мусор (количество крупногабаритного мусора на контейнерной площадке или на прилегающей к площадке территории)
  • контейнерная площадка (чистота контейнерной площадки)
  • территория вокруг контейнерной площадки (чистота территории)
  • доступность подъездных путей к контейнерной площадке.

5.      Методы оценки.

  • шкала оценки чистоты контейнерной площадки и территории, прилегающей к контейнерной площадке, состоит из 4 вариантов оценки (1 – лучшая оценка, 4 – худшая оценка). Шкала оценки прилагается;
  • наличие мусора в контейнерах оценивается по 2-х бальной шкале:

              1- контейнер пустой или до половины полный
              2 - контейнер переполнен или более чем наполовину полный

наличие мусора оценивается в совокупности по всем контейнерам:

  • крупногабаритный мусор оценивается по количеству предметов;
  • доступность подъездных путей к контейнерной площадке оценивается по шкале: 1- доступ машины к площадке свободен, 2 – доступ машины к площадке затруднен.

6. В случае, если контейнерной площадке (территории, прилегающей к контейнерной площадке) присваивается оценка «4» (грязный), наблюдатель должен позвонить диспетчеру по вывозу бытовых отходов по тел. 008 и сообщить местоположение контейнерной площадки и охарактеризовать проблему (например, контейнеры пустые, а со стороны подъезда контейнерная площадка и прилегающая территория завалена мусором).

7. Все данные об объектах оценки заносятся в карточку наблюдателя. 

8.   Карточка наблюдателя (Документ Word, 33 Кб) включает в себя следующую информацию:

  • номер контейнерной площадки (в случае его отсутствия № ближайшего дома, возле которого находится контейнерная площадка);
  • дата и время проведения наблюдения;
  • объем мусора в контейнере (балл оценки)
  • наличие крупногабаритного мусора (количество)
  • оценка чистоты контейнерной площадки (балл оценки);
  • оценка чистоты территории, прилегающей к контейнерной площадке (балл оценки);
  • оценка доступности подъездных путей к контейнерной площадке (балл оценки).

9. Карточка наблюдателя заполняется наблюдателем по всем контейнерным площадкам на определенную дату.

10. Результаты наблюдения предоставляются в администрацию города (Административно-техническую инспекцию МУП «ОЖКХ) 1 раз в месяц.

Контейнерная площадка – специально отведенная площадка с контейнерами для сбора бытовых отходов (территория площадки, как правило, заасфальтирована или частично огорожена, территория площадки со стороны подъездного пути распространяется на 1 м от контейнеров). В том случае, если за ограждением есть дополнительные контейнера, то территория контейнерной площадки распространяется и на них, а данный случай следует отметить в карточке наблюдателя.

Территория, прилегающая к контейнерной площадке – территория на расстоянии до 5 м по удаленности от площадки

Доступность подъездных путей – подъезд мусоровоза к контейнерной площадке (например, в зимнее время, подъезд к контейнерной площадке завален снегом; подъезд загорожен машинами, подъезд завален бытовыми отходами и др.).

Шкала оценки: 1-подъезд доступен, 2- подъезд затруднен или не доступен

Крупногабаритный мусор – предметы мебели,  предметы, не вмещающиеся по размерам в контейнер, предметы домашнего обихода

Объемный мусор (например, упаковка от молока, коробки, банки, бутылки и т.п.)о всей площадке, имеются мешки с бытовыми отходами

Публикация в газете "Бор инфо +" от 18 февраля 2005 г. (фрагмент)

«… Изменился ли внешний вид нашего города после проделанной работы?

С мая 2003 г. на Бору была организована процедура наблюдения за качеством услуг по вывозу твердых бытовых отходов. Наблюдения осуществляются силами добровольцев из числа местных жителей, предварительно прошедших соответствующее обучение. Наблюдения осуществляются один раз в неделю по каждой контейнерной площадке для сбора отходов в соответствии с инструкцией по оценке чистоты контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий. Результаты наблюдений заносятся в специальные таблицы. Заполненные формы собираются в МУП «Объединение ЖКХ» и обрабатываются с помощью компьютерной программы. На основе информации, поступившей от обученных наблюдателей, осуществляется анализ качества услуг по вывозу бытовых отходов в городе. Графики и таблицы, полученные в результате обработки данных, позволяют сравнивать качество работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов по районам города, по маршрутам вывоза мусора, а также их изменение во времени. Для отбора результатов было принято решение организовать фокус-группы с получателями услуг, а также опрос населения. Основная цель проведения фокус-группы состояла в определении того, как оценивают степень благоустроенности различные категории населения (жители индивидуального жилищного фонда, жители многоквартирного жилищного фонда, местные предприниматели), какое значение они придают несанкционированным свалкам мусора, а какие способы обеспечения чистоты города считают наиболее приемлемыми. 

В организации и проведении фокус-групп участвовали эксперты Фонда «Институт экономики города» и сотрудники МУП «Объединение ЖКХ». Фокус-группы показали, что жители города удовлетворены степенью благоустроенности, содержанием центральных улиц и дорог. Основная проблема – несанкционированные свалки и чистота контейнерных площадок. Это говорит об относительном совпадении мнения населения, каким работам в сфере благоустройства города необходимо уделять первоочередное внимание, с направлениями деятельности администрации по благоустройству городских территорий. В связи с этим было решено ввести показатели, характеризующие ситуацию с несанкционированными свалками и результаты деятельности, направленные на их ликвидацию…

… В этой статье представлены некоторые результаты по оценке качества вывоза твердых бытовых отходов с января по октябрь 2004 года. В общем, наблюдения показывают, что мусор с контейнерных площадок вывозится практически своевременно. Мы хотели бы обратить внимание организации, которая осуществляет вывоз мусора в городе в настоящее время, а это МУП «Благоустройство», на те контейнерные площадки, где были выявлены определенные недостатки.

Из интервью с заместителем директора ЖКХ Сироткиным Г.И.:

            Григорий Иванович, почему важно то, что в этом исследовании участвуют местные жители? Важно ли знать их мнение?

            В нашей работе важна обратная взаимосвязь, которая осуществляется благодаря этой программе. У нас четыре источника информации по этому вопросу. Административно-техническая инспекция с одной стороны, независимые наблюдатели, ведомственная инспекция МУП «Благоустройство», жалобы, обращения жителей – с другой. Когда все это сходится в болевой точке, принимаются решения по устранению недостатка.

            Влияет ли этот анализ на вашу работу?

            Все находится под контролем. Влияет.

            Почему одни площадки чище, а другие очень загрязнены? С чем это может быть связано?

            Причин много. Во-первых, частный сектор. Жители индивидуального жилищного фонда, не оплачивающие услугу по сбору и вывозу ТБО, пользуются площадками многоквартирного жилищного фонда, в результате чего площадки зачастую переполнены мусором, или создают свалки на улицах. (…) Также есть просчеты в количестве установленных контейнеров со стороны МУП «Благоустройство».  

Материалы отчета по проекту

  Отчет о реализации проекта (Документ Word, 425 Кб)
  Инструкция (Документ Acrobat PDF, 2223 Кб)
  Демонстрационный проект (Документ Word, 225 Кб)
  Договор 1 (Документ Word, 157 Кб)
  Договор 2 (Документ Word, 113 Кб)
  Индикаторы (Электронная таблица Excel, 38 Кб)
  Договор ТБО (Документ Word, 77 Кб)
  Договор ЖБО (Документ Word, 74 Кб)
  Список документов (Документ Word, 24 Кб)
  Анализ - план действий (Документ Word, 5362 Кб)
  Мониторинг (Документ Word, 773 Кб)
  Мониторинг (продолжение) (Документ Word, 25 Кб)
  Отчет о реализации проекта (Документ Word, 122 Кб)
  Отзывы (Документ Acrobat PDF, 552 Кб)

Структурное направление: 
Год начала: 
2002
Год окончания: 
2005
Регион: 
Бор

Закрыть